|
Р у т у л ь ц ы — самоназвание "мыхIадар". Этноним «рутулы» связан с наименованием наиболее многочисленного селения — Рутул, самоназвание мыхIад, а язык рутулов — махIабишды чIел. До сих пор остаётся невыясненным вопрос происхождения самого термина «рутул», которое на языке рутулов называется мыхIаIд, однако во всех письменных источниках фигурирует не мыхIаIд, а Рутул. |
Язык ·
Численность ·
Расселение ·
Культура и быт ·
Вероисповедание ·
Происхождение ·
История |
» Язык
Рутульцы говорят на рутульском языке. Рутульский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. В своей группе рутульский язык вместе с наиболее близким цахурским языком образовывают ветвь, которую называют "западно-лезгинской" (или так же "рутульско-цахурской").
Диалекты: рутульский, лучекский, шиназско-мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский и азербайджанский.
Письменность на основе кириллицы используется с 1990 года. В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К.Э. выпущен Рутульско- русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К.Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.
С прониконовением ислама широкое распространение получили арабская письменность и арабская литература, которые способствовали тому, что сами аборигены стали запечатлевать некоторые исторические сведения в различных хрониках, надгробных плитах, на строительных камнях, сооружаемых в стенах мечетей и минаретов. Эти сведения и являются единственным «архивом» исторического прошлого всех народов Дагестана. В этом отношении особенно отличался Самурский округ, который называли «центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане». Это сказалось на распространении арабских надписей, сделанных куфическим письмом. Л. И. Лавров называет верховье р. Самур, где проживают рутулы, «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей». Такое обилие куфических надписей на сравнительно небольшой территории, населённой рутулами, доказывает, что "там (на территории рутулов) преимущественно и скорее, чем где-либо, принялся и привился арабский элемент, привнесённый туда последователями пророка (мир ему), что эпохой процветания его должно считать конец XII и начало XIII вв..
До настоящего времени является одним из слабоизученных дагестанских языков.
» Численность
По переписи населения 2002 года в России проживало 30 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 24,3 тыс. Сельских жителей среди рутульцев около 60%. Рутулы по численности занимают седьмое место среди коренных народностей Дагестана. Имеющиеся данные отмечают то рост, то уменьшение численности рутулов. Так, в 1926 году число рутулов в СССР составило 10,5 тыс.чел, в 1959 — 6,7 тыс. чел. Уменьшение численности рутулов стало результатом советской национальной полититки, когда поощрялась искусственная консолидация малых народов. В результате часть дагестанских рутулов стала лезгинами, а те, которые проживали в Азербайджане, — азербайджанцами. Согласнo теоpетическим установкaм советских вpемен (XXII съезд КПСС), пpоцессы интернационaлизации и cлияния нaций и нaродов рaссмaтривaлись кaк историчeски видимaя, реaльная перспективa, а исчезновeние языкoв мнoгих нарoдов считaлось вполнe прогрeccивным явлeнием. Поэтoму слияниe нарoдов в Дaгестане рaссматривaлось кaк прогресcивный, нeизбежный прoцесс. В советские времена у малых народов Южного Дагестана не было возможности указать свою национальность в паспорте, если рутулец указывал свою нацию как рутулец, то её изменяли на лезгин. Однако после 1959 г. материалы переписей населения фиксируют увеличение числа рутулов. В 1970 г. в СССР их стало 12,1 тыс. чел., в 1979 — 15 тыс., в 1989 — 20,4 тыс., а в 2002 (в России) — 29,9 тыс.
» Расселение
Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах: долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Пилек, Хунюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче, Борч, Новый Борч, Хин, Уна; Иче, Играх, Хлют; Аракул, Верхний Катрух; Нижний Катрух; Гельмец, Микик, Цахур, Курдул, Сюгут, Мухах, Кальял, Джиных, Мишлеш, Муслах, Оттал, Корш; Кусур; Аран, Цудик, Лакун, Хиях, Уна; в селе Хнов (бывшее Рутульское село, в данный момент входит в Ахтынский район); долина реки Ахцехвац и Борч в Рутульском районе; селение Рыбалко Кизлярского района; селение Новый Борч и близлежащие хутора Бабаюртовского района; территория Азербайджана (потомки переселенцев XVIII века): Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу и Дашюз, Айдынбулаг.
Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.
» Культура и быт
...
» Вероисповедание
Большинство рутульцев — мусульмане-сунниты. Ислам суннитского толка начал распространяться среди рутульцев с VII века. Наиболее ранние попытки арабов утвердиться в Дагестане относятся к VII в., и на территории рутулов они имели наибольший успех. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда-ибн-Асада-ибн-Мугал, погребенного в Хнове в 675 г.н. э. О ранней исламизации рутулов свидетельствуют и самые ранние в горах Дагестана памятники строительной эпиграфики, найденные в некоторых селах рутулов. Это камень в стене здания мечети селения Лучек, на котором высечен текст хронографа на арабском языке, относящего утверждение ислама здесь к 128 г. хиджры, то есть 745—746 гг.. Другой камень с текстом хронографа сохранился в мечети селения Ихрек, в нём говорится «о восстановлении разрушенной мечети в 407 г. хиджры».
» Происхождение
...
» История
...
» Литература
...
» Ссылки
http://shinaz.ru - Село Шиназ, Рутульский район
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рутульцы - Материал из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рутульский_язык - Материал из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лезгинские_народы - Материал из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лезгинские_языки - Материал из Википедии
» Фото
Страница находится в разработке. Все материалы на странице являются "черновиками".
|